Роли науки в становлении и развитии заповедника
Решение самых насущных задач сохранения уникальных и разнообразных природных экосистем, какими без сомнения обладает Березинский биосферный заповедник, невозможно без глубоких научных исследований. Свидетельство тому – сама история.
Ведь именно ученые в ходе фаунистической экспедиции под руководством профессора А.В.Федюшина летом 1924 года обнаружили в верховьях Березины чудом сохранившееся немногочисленное поселение речного бобра, что и послужило основанием для создания на этой территории первого в БССР заповедника. Безусловно, что и вся дальнейшая жизнь и развитие заповедника тесным образом переплетались с проведением научных исследований и их результатами.
Уникальность и разнообразие растительных сообществ, богатый видовой состав животного мира заповедника способствовали развертыванию на его территории комплексных научных исследований. Обстоятельный анализ зоологических исследований, а также изучения флоры и растительности заповедника с момента его образования до конца 70-х годов прошлого столетия представлен в монографии, опубликованной под редакцией д.б.н. В.С. Гельтмана и д.б.н. М.С. Долбика «Березинский биосферный заповедник Белорусской ССР», Минск: Ураджай, 1983. Книга была издана к I Международному конгрессу по биосферным заповедникам.
С 1929 года в заповеднике начал работу первый научный сотрудник — С.В. Кириков, который собрал некоторые сведения об экологии бурого медведя, бобра, отдельных видов птиц. Первое научное обследование лесной и лесоболотной растительности заповедника было также проведено еще в довоенный период (1932 год) ботанической экспедицией под руководством В.А. Михайловской. В результате этой работы был составлен очерк лесной растительности с описанием основных типов сосновых, еловых, широколиственно-еловых и черноольховых лесов. Трудности в проведении систематических научных исследований в довоенный период были вызваны тем, что заповедник довольно часто переходил из одного ведомства в другое. Накопленные научные знания и опыт исследований тех лет был сведен к нулю немецко-фашистской оккупацией и последующей ликвидацией заповедника, который восстановил свою деятельность с 1 января 1959 года.
Очередная угроза над заповедником нависла в 1961 году. И снова, благодаря выдающимся белорусским ученым, на основании докладной записки академика-секретаря Отделения биологических наук А.Н. БССР Н.Д. Нестеровича и председателя Комиссии по охране природы АН БССР Н.В. Смольского первому секретарю ЦК КПБ К.Т. Мазурову в связи с обсуждением вопроса об «излишестве заповедников…», Березинский заповедник был сохранен.
Стационарные исследования лесной и лесоболотной растительности заповедника были начаты в начале 70-х годов прошлого столетия сотрудниками Центрального ботанического сада АН БССР. На трех геоботанических профилях были изучены эдафические условия формирования лесных фитоценозов, определен видовой состав и продуктивность растительных сообществ, проведено районирование территории заповедника путем выделения ландшафтных типологических структур и гидрологических зон. В этот же период учеными Института экспериментальной ботаники АН БССР под руководством академика И.Д. Юркевича проведены исследования основных типов и ассоциаций черноольховых, пушистоберезовых и ясеневых лесов. Особую ценность представляли полученные данные по оценке состояния и процессов возобновления древостоев девственных черноольховых лесов, которые к тому времени практически не встречались в Европе из-за массового их осушения.
Достижения заповедника в сохранении типичных и уникальных природных экосистем подзоны южной тайги, а также ряд научных публикаций по результатам комплексных исследований территории заповедника не остались без внимания мировой природоохранной общественности.
Так в феврале 1979 года по решению Президиума Международного координационного совета Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» Березинскому заповеднику был присвоен статус биосферного. Благодаря этому, он стал частью международной сети охраняемых территорий, предназначенных для сохранения природы и проведения научных исследований в интересах человека. Эта сеть стала служить образцом при определении влияния человека на окружающую среду.
В июле того же года Березинский заповедник посетил представитель генерального директора ЮНЕСКО, председатель программы МАВ «Человек и биосфера» профессор Бернд фон Дрост, который именно здесь вручил сертификаты первым 7 советским биосферным заповедникам.
В том же году в заповеднике работала съемочная группа Всесоюзного центрального телевидения во главе с В.М. Песковым. Сюжет о заповеднике вышел по Первому каналу центрального телевидения.
Придание Березинскому заповеднику статуса биосферного послужило новым мощным толчком для проведения на его территории широкомасштабных научных исследований.
Так с 1980 года по полной программе начала работу станция фонового мониторинга, а с 1981 года развернуты исследования лесных и болотных экосистем под руководством академика В.И. Парфенова, и д.б.н. В.С. Гельтмана, Л.П. Смоляка, Е.Г. Петрова. В это же время Институтом геологии, геохимии и геофизики АН БССР были начаты многолетние (1981 – 1985 годы) геохимические исследования ландшафтов Березинского заповедника, результаты которых стали начальной точкой для проведения длительных наблюдений.
В 80-е годы в заповеднике была создана натурная сеть постоянных научных объектов для долговременного изучения лесных экосистем, организованы три стационара в болотных лесах олиготрофного и эвтрофного рядов и в бореальных сосновых лесах. Эти объекты, наряду с другими, послужили основой фундаментальных исследований связи продуктивности лесов с экологическими факторами среды, фитомассы и структуры первичной продукции болотных лесов, возрастной структуры их древостоев, особенностей формирования растительности лесоболотных экотонов, фитопатологического состояния лесов при отсутствии прямого влияния человека.
Без сомнения, все это послужило предпосылкой тому, что именно в Беларуси и на базе Березинского заповедника в 1983 году был проведен первый Международный конгресс по биосферным резерватам, организованный ЮНЕСКО, Программой ООН по окружающей среде (UNEP), Сельскохозяйственной и Продовольственной организацией ООН (FAO) и Международным союзом охраны природы (IUSN).
Деятельность заповедника была признана образцом в международной сети биосферных заповедников и в результате работы конгресса принят «План действий по биосферным резерватам – Минский план» на 1984 — 1994 годы, который был утвержден Генеральной конференцией ЮНЕСКО и Административным советом ЮНЕП (UNEP).
Исходя из специфики территории заповедника – преобладания в структуре его растительного покрова лесов – в 1991 году на его территории была заложена биоиндикаторная сеть и начаты наблюдения на 17 пунктах постоянного учета (ППУ) за состоянием древесных пород-лесообразователей по общеевропейской методике в рамках Международной координационной программы (International Cooperative Programme – ICP Forest).
Результаты многолетних исследований в рамках мониторинга и подготовленный доклад на тему «Мониторинг в Березинском биосферном заповеднике: принципы организации и результаты» стали основой для участия директора заповедника М.М. Кривенчука во Втором Международном конгрессе по биосферным заповедникам в 1995 году в Севилье в Испании.
В этом же году Комитет министров Совета Европы принял решение о награждении Березинского биосферного заповедника Европейским Дипломом для охраняемых территорий высшей категории А на период до 2000 года. Присуждение Диплома является признанием исключительной ценности заповедника с точки зрения сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и высокого уровня охраны его территории. В настоящее время заповедник трижды успешно подтверждал действие указанного Диплома и является его обладателем на период до 2020 года.
Масштабные зоологические и ботанические исследования, проведенные в заповеднике в конце 90-х и начале 2000-х тысячных годов подтвердили его исключительное значения для сохранения биологического разнообразия лесной зоны Европы.
Благодаря этому в 2004 году Березинский заповедник был включен в Международную сеть ключевых ботанических территорий – КБТ (Important Plant Areas – IPA), природных территорий, отражающих исключительное ботаническое богатство и/или поддерживающих особо ценные комплексы редких, исчезающих или эндемичных видов растений, а также растительность, имеющую большую ботаническую ценность в Европе.
В 2005 году Березинский биосферный заповедник включен в Международную сеть территорий, важных для птиц (Important Bird Areas – IBA, код ТВП BY005), природных территорий, которые имеют исключительную важность для сохранения редких и исчезающих видов птиц, а также для поддержания биологического разнообразия в целом.
Итогом комплексных исследований болотных экосистем заповедника, разнообразия его пойменных лугов явилось включение в 2010 году его территории в Список Рамсарских угодий, водно-болотных территорий, имеющих важное международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. В 2011 году благодаря реализации ряда международных проектов заповедник стал членом Всемирной сети образовательных центров по водно-болотным угодьям – Wetland Link International (WLI), целью которой является улучшение распространения знаний о водно-болотных угодьях и лучшего понимания общемирового значения этих экосистем.
А в 2013 году Березинский биосферный заповедник присоединился к международной сети Фонда ПАН Паркс (PAN Parks Foundation), став, таким образом, Партнером Дикой природы (Wilderness partner), и получил «Диплом диких территорий» (Wilderness Diploma) за обеспечение гарантированной охраны 27 204 гектаров дикой природы в пределах заповедной территории.
Краткий анализ становления и развития заповедника, в полной мере подтверждает исключительную роль его территории и результатов работы его сотрудников в сохранении и изучении природного наследия лесной зоны Европы. Достижение столь высоких результатов стало возможным благодаря высокому уровню сотрудничества коллектива заповедника с другими природоохранными и научными учреждения, общественными организациями, как у нас в стране, так и за рубежом.